Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы угорской языковой группы |
Манси
Автоэтноним.
(самоназвание) Манси: С конца ХIХ в. начинают обозначаться как манси, от самоназвания маньси, маньши, меньдьши, восходящему к древнему фратриальному имени мось. Основная территория расселения. Манси живут между Уралом и Обью, в Ханты-Мансийском АО Тюменской обл., небольшая группа ивдельскид манси (ок. 170 чел.), в Свердловской обл. Численность. Численность по переписям: I897 - 7476 в Тобольской губ., 2200 -2300 в Пермской губ., 1926 - 6095, 1959 - 6449, 1970 - 7710, 1979 -7563, 1989 - 8461. Этнические и этнографические группы. Внутреннее этнографическое разнообразие культуры манси совпадает с языковым, но в отличие от своих ближайших родственников, хантов, оно не столъ очевидно. Антропологические характеристики. Манси - представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним - обские угры, они являются более европеоидными и включаются в приуральскую группу популяций, наряду с финскими народами Поволжья. Писменность. Впервые мансийский язык в качестве письменного использовался миссионерами для перевода книг духовного содержания (Евангелие от Матфея в переводе Г.Попова — 1867 г.). Священник К.Словцов в 1905 г. опубликовал в Тобольске «Опыт русско-вогульского словаря ...» Письменность разработана на основе сосъвинокого диалекта (большой запас лексики, 2/3 населения говорило на этом диалекте) в 1931 г. на латинице. В 1937 г. был осуществлен перевод на русскую графику. Этногенез и этническая история. Предки манси жили не только в Западной Сибири, но и на Южном Урале и его Западных склонах и изменение их этнической территории исторически фиксируется по двум направлениям — на восток и север. Из Приуралья манси были вытеснены коми и русскими, причем процесс, переселения за Урал, продолжался вплоть до ХVIII – ХIХ вв. В результате чего, с одной стороны, усиливается процесс смешения среди мансийских диалектных и этнографических групп, а также культурного взаимодействия с хантами и ненцами, благодаря чему сохраняется современное разнообразие отдельных мансийских, с другой, манси, контактирующие с русскими и татарами, утратили свою культурную самобытность, В настоящее время, практически в полном наборе культурных составляющих, сохранились только северные манси, в формировании которых, принимали участие западные и частично южные мансийские группы, а также ханты и ненцы. В этногенетическом плане, в мансийской культуре достаточно часто выделяются два компонента: аборигенный таежный к южный скотоводческий, при явном преобладании первого. Хозяйство. Манси, таежные охотники и рыболовы, отчасти, оленеводы. Их современная культура базируется на промысловой экономике, технике и технологиях, таежными типами представлены средства передвижения, одежда, жилище, предметы домашнего обихода. Их культура имеет много параллелей с культурами хантов, кетов, селькупов, западносибирских татар. Скотоводческий комплекс, вошедший в состав мансийской культуры в сер. I тыс. н.э., по происхождению связывается с иранской традицией и территорией Южнoгo Урала. Это большое значение лошади практически во всех сферах мансийской культуры, плетение, вязание, ткачество, некоторые типы распашной одежды, элементы убранства жилища. Наряду с этими, субстратными составляющими, у манси представлены элементы тюркской (татарской), самодийской (более очевидно ненецкой — оленеводство), коми-зырянской и русской культурной традиции. Вновь обращаясь к вопросу о чрезвычайном сходстве культур хантов и манси, следует отметать большую poль скотоводческого комплекса, характерного в том числе и для тюркских народов, проживающих в районе тайги, который, вероятно, был доминирующим в культуре манси до сравнительно недавнего времени. Традиционные поселения и жилища. Наиболее распространенные жилища манси — невысокий сруб, иногда с фронтальным или боковым свесом крыши; чум, сходный с ненецким, который использовался не только оленеводами, но рыболовами-манси; каркасные четырехугольные постройки с крышами округлой, конической, одно- и двухскатной формы. Жилища манси менее разнообразные по форме и конструкции, чем у хантов. http://www.hrono.ru Шалаш с берестяным покрытием Шалаш из гнутых дуг Шалаш с двухскатной крышей Шалаш с четырехскатной крышей Транспорт. Транспорт: упряжной. Езда: только зимой. (нарты и упряжь заимствованы от ненцев). Отличие: Женская нарта выше мужской и может иметь четыре пары копыльев. Нарта для перевозки домашних святынь. Лодки. Для манси были типичны те же виды лодок, как и для хантов, т. е. долбленка и калданка; дощатые встречались у них реже. При перевозках большой клади пользовались также сдвоенными лодками. В XVIII в. бытовала берестянка. Лыжи. Предпочтение отдавалось подшитым лыжам. Изготовляли из березы, кедра и сосны, на обшивку шли оленьи или лошадиные камусы. Для ходьбы на лыжах употреблялся посох с лопатообразным верхним концом и колесиком на нижнем. Можно было встретить оригинальное приспособление для защиты обуви от обледенения. На месте крепления прибивался мешок из ткани, в который засовывали ногу. Голицы Бубны. Круглой формы, небольшого размера (30-50 см). Обечайку делали обязательно из березовой доски, обтягивали бубен кожей лося, оленя. Колотушку обтягивали оленей, медвежьей или конской шкурой. Орнамент. Сказки. ВОРОБУШЕК. Моя загадка: — Воробушек, воробушек, что такое твоя головка? — Ковшичек для питья весенней воды. — Что такое твой носик? — Ломик для долбления весеннего льда. — .Что такое твой язычок? — Разрисованное вёселко для езды вверх по реке. — Что такое твоя спинка? — Разрисованная лодочка для езды вниз по реке. — Что такое твои кишочки? — Арканчик для ловли семи оленей. — Что такое твой животик? — Мешочек для огнива семи ненецких женщин. — Что такое твои ножки? — Подпорочки в весеннем домике. — Что такое твои крылышки? — Крыша весеннего домика. — Что такое твой хвостик? — Корытце для кормления семи собак. ЗАЙЧИК. Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться: — Огонь, сожги осоку на озерном берегу! — Какое зло сделала тебе осока? - спросил огонь. — Губу мне разрезала, — ответил заяц. — Уж такое ненасытное брюхо у тебя, — сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит: — Вода, прибудь, затуши огонь! — Какое тебе зло сделал огонь? — Огонь осоку на озерном берегу не зажигает! — Какое зло тебе сделала осока? — Губу мне разрезала. — Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им: — Дети, в воду стреляйте! — Какое тебе зло вода сделала? — Вода не прибывает, огонь не тушит! — Какое тебе зло сделал огонь? — Огонь осоку на озерном берегу не зажигает! — Какое тебе зло сделала осока? — Губу мне разрезала! — Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит: — Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи, чтобы стрелять не могли! Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду - вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает. Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил. | |
Просмотров: 3488 | |
Всего комментариев: 0 | |