Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы угорской языковой группы |
Ханты
Автоэтноним.
(самоназвание) Кондихо, кандаяхи: Современный этноним от кондихо, кандаяхи, хандохо — "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов. Основная территория расселения. Живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам. Численность. Численность по переписям: 1897 - 17221, 1926 - 17334, 1959 -19410, 1970 - 2II38, 1979 - 20934, 1989 - 22521. Этнические и этнографические группы. Этническая культура хантов неоднородна. Территориально выделяются три этнографические группы, соответствующе диалектному делению хантыйского языка. Эти группы, в свою очередь, делятся на территориальные, представители которых, как правило, расселяются в бассейне одной реки. Антропологические характеристики. Антропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна, в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы. Язык хантыйский: Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия. Писменность. Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком. Этногенез и этническая история. Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты. С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения). Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские. Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению - тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно — Южно — Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу. Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами. Хозяйство. Для северных хантов свойственно охотничье рыболовецкое хозяйство, жилище тапа землянки и чума, упряжное собаководство (вероятно до ХVIП в.), камусные лыжи, распашная одежда из шкур и рыбьей кожи, составная долбленая лодка, деревянная И берестяная утварь. В среде северных хантов самодийское оленеводство распространяется на юг до Березова и бассейна р. Казым. В культуре хантов оно представлено в таежном, транспортном варианте, с обычным для оленеводческой традиции набором культурных элементов — олений транспорт, частично жилище, комплекс зимней "глухой" одежды, утварь, изменением некоторых норм общественной жизни (собственность на оленей и их наследование, меты собственности), мировоззрения (олень в погребальном обряде). В сфере оленеводства северные ханты довольно активно взаимодействовали с коми-ижемцами. Южные ханты. При наличии промыслового комплекса, им известно скотоводство и земледелие. Традиционные поселения и жилища. Ханты вели полуоседлый образ жизни. В этой связи у них у них были представлены постоянные заимние и временные весенне/летне/осенние поселения (юрты). Зимние поселения были более многолюдны. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов. Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у обских угров выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений. — кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков); — постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Сев.Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь); — постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва); — постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки); — постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда). Жилища хантов очень разнообразны. Зимние — землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей. Отопление при помощи чувала. По периметру стен нары. Возможны локальные конструктивные варианты. В качестве зимнего жилища строились срубные постройки. Более разнообразными по форме (коническая, двухскатная, односкатная, сферическая и т.п.) являются сезонные постройки. Они строились из жердей и покрывались берестой. http://www.hrono.ru Жилища. Конический шалаш покрытый берестой Конический шалаш покрытый шкурами Полуподземный сруб Прямоугольные срубы на сваях Прямоугольный сруб Сруб из досок Шалаш в форме усеченной пирамиды Шалаш пирамидообразный Шалаш с двухскатной крышей Транспорт. Транспорт: упряжной. Езда: круглый год. (нарты и упряжь заимствованы от ненцев). Отличие: Мужская ездовая нарта ниже и меньше ненецкой. Ездовая упряжка Женская нарта Мужская нарта Лодки. У хантов, особенно живущих по Оби, встречались большие дощатые лодки с плоским днищем и наставными бортами из нескольких досок (типа русской гребной лодки). Иногда на больших калданках и дощатых лодках сооружалось сводчатое покрытие из берестяных полотнищ, реже из досок. Это делалось с целью защиты от непогоды при дальних переездах. Изредка можно было встретить и специально крытые суда (каюки). Паруса употребляли чрезвычайно редко даже на больших лодках. Долбленка (облас) Калданка Крытая лодка Лыжи. Предпочтение отдавалось подшитым лыжам. Изготовляли из березы, кедра и сосны, на обшивку шли оленьи или лошадиные камусы. Для ходьбы на лыжах употреблялся посох с лопатообразным верхним концом и колесиком на нижнем. Голицы Детские лыжи Лыжный посох Бубны. Ханты разделялись между собой на несколько групп, отличных одна от другой по типу хозяйства, языку и материальной культуре. Существовали различия у этих групп и в религиозных воззрениях, а следовательно и в культовых атрибутах, в частности, в шаманских бубнах. Орнамент. Сказки. КОТ. Жили старик со старухой. Был у них кот. Однажды кот убежал в лес. Бродил-бродил кот по лесу, — наступила осень, стало холодно, а он все бродит по лесу, ищет теплый уголок, куда можно было бы спрятаться. Так, бродя по лесу, встретил он петуха и говорит ему: — Осень наступила, холодно стало, построим себе дом. — Не буду. Что я с домом буду делать? — отвечает петух. — Я в любом месте укроюсь. Побрел кот дальше. Долго ли, коротко ли бродил по лесу, встретил теленка и говорит ему: — Эй, приятель, давай выстроим дом. — Ну что я с домом буду делать? — говорит теленок. — Я сделаю какое-нибудь гнездышко из сена и лягу в него. Опять кот пошел бродить. Долго ли, 'коротко бродил, встретил жеребенка. — Давай-ка, приятель, построим дом. — Что я буду делать с домом? Я в любом месте простою, — ответил ему жеребенок. — Коли так, — сказал кот, — пойду и построю дом один. Стал строить дом. Дом построил, вошел внутрь, забрался на печку и лег там. Пришла зима. Лежит кот на печке, кости греет. Однажды слышит он чьи-то шаги. Подошел к двери, стал окликать, — оказывается, петух пришел. — Я замерзаю! — кричит петух. — Впусти меня в дом. Если на тебя нападут, я буду кричать и клеваться. — А когда я звал тебя вместе дом строить, ты не шел! Так они разговаривают, вдруг теленок бежит с криком. — Впусти меня! — говорит теленок. — Если на тебя нападут, я буду кричать и бодаться. Кот говорит: — Я тебя звал дом строить, ты не шел! В это время пришел жеребенок: — Впусти меня! Если на тебя нападут, я буду лягаться и кусаться. Кот говорит: — Ну-ну, входите, входите. Вошли они. Долго ли, коротко ли жили, однажды стала их дверь открываться. Петух спрашивает: — Кто там? — Я, росомаха! Впустите меня. — Тише, тише, хозяин спит. Если проснется, убьет тебя. Испугалась росомаха и побежала к медведю. Медведь послал волка. — Сходи, узнай, как зовут хозяина. Пришел волк туда. Петух, жеребенок и теленок — все бросились к дверям. — Не входи, не входи, убьет тебя наш хозяин. — Да скажите, как зовут вашего хозяина? — Хозяин наш — кот. Волк прибежал домой, говорит медведю: — Имя их хозяина — кот. — Теперь пойдемте-ка, добудем оленей, — говорит медведь, — оленя убьем и позовем кота в гости. Пошли. Добыли четырех оленей. Медведь говорит росомахе: — Сходи, позови кота сюда в гости. Пошла росомаха. Пришла, открыла дверь и говорит: — Пусть приходит ваш хозяин погостить к нам. Теленок разбудил кота. — Медведь зовет тебя в гости. Кот встал, оделся и пошел потихонечку. Пришел. А медведь забрался на дерево, боится кота. Кот стал есть. Ест и мяукает: — Мяу! Мяу! Медведь спрашивает росомаху: — Ты знаешь ведь русский язык, ты понимаешь, что он говорит? Росомаха отвечает: — «Мало, мало!» — он говорит. — Говорил же я тебе раньше, что надо было убить еще двух оленей. Теперь он нас съест. Кот поднялся. Медведь испугался и свалился с верхушки дерева прямо на сук. Сук вонзился в медведя, и медведь сдох. А волк с росомахой убежали в лес и теперь ходят они в лесу. МЫШКА И ЛОСЬ. Бегала мышка по лугу и ела, свежую сочную травку. Вдруг налетел ветер, пошел дождь, мышка промокла и спряталась в траве. Вышел из леса полакомиться чистой травкой огромный лось с ветвистыми рогами. Бродил, бродил по лугу, щипал травку и нечаянно вместе с травкой проглотил и мышку. Сидя у лося в животе, мышка говорит: — Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на волю выйду. — Не режь мне горла, — лось говорит, — выйди через мой рот. — У тебя рот слюнявый, — отвечает мышка. И снова кричать стала: — Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на свободу выйду! — Не режь мне горла, выйди через мой нос, — попросил лось. — Нет, нос твой мокрый. — И еще громче стала мышка кричать: — Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на свободу выйду. — Не режь, — взмолился лось, — через отверстия ушей моих выйди! — Нет, в твоих ушах сера! — И еще громче стала кричать мышка: — Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на волю выйду! Так и перерезала, вышла на волю, содрала шкуру с лося. Мясом лося наполнила семь амбаров, наполнила семь лабазов. Мясо этого лося ел я, и ты, может быть, попробовал. | |
Просмотров: 8090 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||