Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы тунгусо-маньчжурской языковой группы |
УЛЬЧИ — нани
(самоназвание, «местные люди»), мангуны
(устаревшее название). Живут в Ульчском районе Хабаровского края. Говорят на
ульчском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Письменность создана в 1970–80-е гг.
на основе русской графики. Ульчи как этнос сформировались в
процессе длительных и тесных контактов с нанайцами, нивхами, маньчжурами,
негидальцами, эвенками. Традиционные занятия — круглогодичное рыболовство (кета, горбуша, осетровые и другие) с помощью неводов, разнообразных сетей, различных крючков, удочек, острог); охота — на морского зверя (нерпа, сивуч, тюлень) с помощью гарпунов; на лося, оленя, медведя, пушного зверя с помощью давящих ловушек, луков, самострелов, ружей. ТРАНСПОРТ Средствами передвижения служили собачьи нарты, лыжи (для охоты по насту и повседневные — с меховой обклейкой), лодки (дощатые, плоскодонные, многоместные, остроносые — в рыболовстве; долбленые, берестяные — чаще для охоты). Морская лодка Подшитые лыжи Ульчи жили семьями, преобладали
простые, малые (80% семей); полигамных было 8%. Родов насчитывалось около
тридцати. Основной социальной единицей была сельская община. Община
регулировала отношения внутри селений. ЖИЛИЩЕ Ульчи вели оседлый образ жизни; по данным XVII–XIX вв. возраст некоторых селений насчитывал многие десятки и даже сотни лет. Зимники— зимние жилища обычно тянулись вдоль берега Амура. В доме проживало от 2 до 4 семей; дома — большие, четырехугольные, однокамерные, со столбовым каркасом, бревенчатыми стенами. Двускатную крышу крыли травяными снопами, дом отапливали двумя-тремя очагами, дымоходы от которых проходили под широкими низкими нарами и выводились в стоявшую поодаль от дома вертикальную трубу. С наступлением теплых дней семьи разъезжались по летним селениям и жилищам. Прямоугольный сруб Фанза Цилиндрический шалаш ОДЕЖДА Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние — на вате (хукту), праздничные — иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Изготовлялись также арми — из рыбьей кожи, ровдуги, зимой — из различных мехов. Под халатом штаны, ноговицы (из ткани, на вате, из рыбьей кожи, ровдуги), нагрудник (мужской — малый меховой, женский — длинный, отделанный бисером, металлическими бляшками). Мужские юбки из нерпичьих шкур, фартуки охотничьи, фартуки праздничные, с орнаментом, охотничьи куртки из лосиных шкур, малые меховые шапочки, надевавшиеся с тканевыми шлемами и т. п. Обувь в виде сапожка с отдельной пришивной подошвой — из ровдуги, камусов; другой тип — с отдельно кроеной головкой — из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож с множеством украшений и без них. Теплые шапки орнаментированные. Одежда (особенно женская) украшалась меховой мозаикой из кусочков собачьего, лисьего и беличьего меха, оленьим волосом, разноцветным орнаментом и пр. ПИЩА В пище преобладала рыба. Ее
употребляли в сыром, вареном, жареном, печеном, сушеном, вяленом видах. Добыв
крупного осетра, съедали лишь малую часть, большая часть шла на изготовление
юколы (вяленных на ветру и солнце длинных и тонких пластин рыбы). Заготавливали
«собачью» юколу — высушивали рыбьи костяки — основной корм для ездовых собак. Основные запасы юколы делали из
лосося, который, как правило, на Амуре шел «рунным ходом» дни и ночи в течение
многих недель. МИФОЛОГИЯ Традиционные религиозные верования
ульчей имели некоторое сходство с анимистическими верованиями их соседей,
особенно почитались духи неба, Тэму — дух-хозяин водной стихии, рыб, морских
животных, от которого зависел улов, духи-хозяева мест охоты — гор, скал, рек,
Пудя — дух-хозяин огня и домашнего очага, духи предков, покровителей дома.
Дуэнтэ Эдени — духа-хозяина тайги представляли в образе огромного медведя.
Охота на медведя, поедание его мяса проходили с соблюдением множества табу.
Существовал обычай выращивания медведя в течение нескольких лет в неволе.
Содержание медведя, приглашение гостей на Медвежий праздник, сопровождавшийся
пиром, множеством игр, собачьими гонками и т. п. — все это должно было
умилостивить духа-хозяина тайги. Во время медвежьих праздников, свадебных и поминальных обрядов выступали сказители, известными сказителями были многие шаманы, проводившие свои камлания как театральные действа: шаман пел, танцевал, разговаривал с духами, вовлекая многочисленных посетителей. Жанры традиционного фольклора разнообразны: космогонические мифы, мифы и сказки о духах, о животных, волшебные сказки, исторические легенды и предания, загадки, пословицы и пр. Из музыкальных инструментов наиболее характерны примитивные однострунные скрипки, малые свирели, железные и деревянные варганы. ОРНАМЕНТ ТИГР И МАЛЬЧИК Это
было очень давно. Охотился отец с мальчиком. Сын еще был ребенок и не умел
хорошо охотиться. Он просто помогал отцу: чай сварит, дров нарубит. | |
Просмотров: 1963 | |
Всего комментариев: 0 | |