Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы эскимосско-алеутской языковой группы

Алеуты
Автоэтноним (самоназвание).
Унанган/анангин: Самоназвание унанган/анангин, возможно происходит от антангик "человек”, ангангик - "живущий”, "житель”.

Основная территория расселения.
В пределах территории России живут на Командорских о-вах, куда были переселены в 1825 г. администрацией Российско-Американской компании с восточных островов Алеутской гряды.

Численность.
Численность по переписям: 1897 - 574 (включая смешанное русско-алеутское население), 1926 - 353, 1959 - 421, 1970 - 441, 1979 - 546, 1989 -702.

Этнические и этнографические группы.
В связи с островным характером расселения алеуты делятся на ряд групп, которые различаются антропологически, лингвистически и этнографически. Наряду с тремя основными подразделениями алеутов — восточные (часть Аляски, Лисьи о-ва), центральные (Андреевские о-ва) и западные (Ближние, Крысьи о-ва), выделяются более мелкие, как правило, островные группы, которые имеют собственные самоназвания — сасигнан, намигун, акугун и т.п. Алеуты Командорских островов делятся на беринговскую и медновскую группы и отличаются своеобразием и устойчивостью физического типа и эническими особенностями по отношению к другим алеутским группам.

Антропологические характеристики.
В антропологическом отношении алеуты принадлежат к арктической локальной расе, но занимают в ней обособленное положение, поскольку выделяются, в так называемую, островную группу популяций. В составе командорских алеутов присутствует европеоидная примесь, но, в целом, они сходны с восточными группами, хотя и образуют две субпопуляции беринговскую и медновскую.


http://pda.spbvedomosti.ru

Язык Алеутский:
Язык алеутов относится к эскимосско-алеутской языковой семье. Островной характер расселения и изоляция с 1867 г. командорских алеутов от своих восточных сородичей, определяет специфику их языка. Он распадается на два диалекта. На о-ве Беринга представлен атхинский диалект, без значительных изменений грамматики и лексики по отношению к алеутскому языку в целом. На о-ве Медном, сформировался особый язык креольского типа, со смешанным алеутско-русским строем, который совершенно не понимают русские и с большим трудом беринговцы.

Писменность.
Язык бесписьменный.

Этногенез и этническая история.
Ранняя этнокультурная история алеутов тесно связана с эскимосами (см.: ЭСКИМОСЫ). Разделение единой эскоалеутской общности, по различным оценкам, произошло от 2600 до 6000 лет до н.э. на стадии континентальной культуры, поскольку лексика эскимосов и алеутов, связанная с морским зверобойным промыслом различна. Это связано с процессом освоения предками эскимосов и алеутов различных территорий Берингии и Американского Севера. В настоящее время более предпочтительной является точка зрения о их формировании именно на Алеутских островах. Обнаруженные здесь наиболее древние археологические свидетельства (ст. Анангула, ок. 8000 лет назад), указывают на генетическую связь местного населения с азиатскими культурами. Именно на этой основе в последствии и сформировались собственно алеуты. Островной характер формирования алеутов подтверждает и их антропологическая специфика (островная группа популяций в составе арктической расы), которая сформировалась в результате островной изоляции и адаптации к местным условиям. История российских алеутов, населяющих Командорские о-ва (о. Беринга и о. Медный) начинается не ранее 1825 г., когда на о. Беринга было переселено 17 алеутских семей. Это переселение было связано с освоением Российско-Американской компанией промысловых территорий. В качестве промыслового населения использовались не только русские, но, прежде всего алеуты и отчасти эскимосы. Этот процесс продолжался до 80-х гг ХIХ в. и в 1900-х гг. население Командор составило 532 чел. По имеющимся данным оно было смешано. Причем оценки соотношения между собственно алеутами и креолами (потомки от браков между русскими и алеутами) варьируют от 90 до 30 %. В любом случае, в культуре населения Командор преобладают алеутские этнические традиции. Особенностью историко-культурного развития алеутов является динамика их этнической культуры в зависимости от политики Российско-Американской компании, которая оказывала влияние на соотношение жизнеобеспечивающих и товарных основ их экономики. На начальном этапе, до 1867 г., отмечено сохранение культурной традиции, соответствующей общеалеутской (добыча пушнины, охота на морского зверя, заготовка товарного продовольствия, традиционные элементы материальной культуры), либо, в связи с особенностями географии Командор, частично видоизмененной (собачья упряжка, заимствованная с Камчатки). Значительное влияние на алеутов оказали русские. Второй этап (1871-1920-е) истории Командор начался с аренды островов сроком на 20 лет американской промысловой компанией. Он характеризуется частичным нарушением культурной преемственности, что было связано с интенсификацией товарных отношений, увеличением доли привозных товаров, при сохранении прежних видов промысловой деятельности. С 1891 г. Командоры перешли в аренду отечественным компаниям, но прежние тенденции развития их культуры, особенно в сфере материальной культуры, продолжилась. При этом, сохраненились основы традиционных социальных институтов, отчасти духовной культуры.

Традиционная одежда.
Мужской и женский костюм алеутов был сходен по составу, конструкции и материалам из которых он шился. Плечевая одежда глухого типа – парка – чаще изготовлялась из птичьих шкурок, либо шкур калана, котика. Поверх парки носилась камлейка из китовых кишок. Штаны и обувь – торбаса – шились из шкур морских животных. В повседневном обиходе была широко распространена «русская» одежда. В период американской, а заем и русской концессий (1871-1920-е гг.) одежда практически полностью стала привозной.

     
http://www.clanjah.com                                                      Промысловый головной убор.                                                                                           http://www.ethnomuseum.ru

Традиционные поселения и жилища.
Поселения алеутов имели прибрежное расположение. За исключением относительно крупных административных поселений (Никольское на о.Беринга, Преобрженское на о.Медном), в основном они были небольшими и состояли из двух-трех жилищ. Традиционная алеутская полуземлянка, сферической либо пирамидальной формы, имела кркас из плавника или костей кита, который обкладывался травой и дерном. В прошлом вход в жилище был через крышу, в XIX в. через боковую стену и пристроенные к ней сени. Жилища были довольно большие и вмещали от 10 до 40 семей. Сооружались и небольшие полуземлянки на 1-2 семьи. В XIX в. стали строить наземные бревенчатые жилые и хозяйственные постройки.

Пища.
Традиционная пища алеутов достаточно разнообразна и содержит мясной (мясо морских животных, птиц), рыбный и растительный компоненты. Мясо и рыбу использовали в пищу в вареном и сыром (чаще рыбу) виде, вялили и солили впрок. Значиельную долю в пищевом рационе составляли продукты собирательства. http://www.hrono.ru/


Социальная жизнь, власть, брак, семья.
К середине XVIII века население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно это были племена, состоявшие из родовых общин — объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён. Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль других угодий. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.
У алеутов имелись рабы (калга) — в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу. Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater — "мать" и linea — "линия": счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross — "крест" и франц. cusin — "двоюродный брат": браки двоюродных братьев и сестер — пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus — "брат матери") — обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю). В XIX веке родовые общины распались. С принятием христианства к середине XIX века в основном исчезли калым — выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж один-два года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.



Обряд погребения.
Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Фольклор, музыкальные инструменты.
Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели. Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки. Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных — покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания — о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, в далеких путешествиях; сатирические сюжеты — об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: неверность мужа или ревнивой жене, сожительство героя с женой двоюродного брата, враждебные отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.
http://www.kamchatsky-krai.ru


Орнамент.
  

Сказки.

ОДНОГЛАЗЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В ЛИСИЦУ.
Жил одноглазый человек с женой. Ночи он проводил с женой, но как только начинало светать, он оставлял жену н уходил из дому. Так он целый день где-то проводил время. Жена его не знала, почему муж днем домой не приходит, где он время проводит, и что он там делает. Она решила это узнать.
Однажды, когда он ушел утром, она пошла за ним и дошла до того места, куда он днем уходил. Но когда она подошла к нему близко, то увидела, что у него нет одного глаза. Как только она это увидела, решила покинуть его. С наступлением дня она отправилась в путь. Когда она шла, вдруг увидела: навстречу ей идет великан. Великан дошел до нее, взял ее к себе на плечи и понес. Он дошел с нею до горы и поднялся на вершину. Там была подземная юрта. Великан бросил женщину в проход юрты. Она очнулась в землянке и начала плакать. Не имея одежды, она сильно мерзла и жалела о том, что оставила мужа из-за того только, что сочла его некрасивым:.
Так плача, она вдруг услышала, что кто-то говорит:
— Ну, перестань плакать. Вот над тобою находятся шкурки земных птиц. Возьми их и надень.
Женщина посмотрела над собою и после долгих поисков увидела корзину, плетенную из травы. Поискав в ней, она нашла Кухлянку из вороньих шкур. Взяла кухлянку, но как ни старалась ее надеть, не могла. Кухлянка была ей мала. Опять она начала плакать.
И снова услышала чей-то голос:
— Оставь, перестань плакать. Вот над тобою висит тра­вяная корзина. В ней ты найдешь шкуры земных животных, возьми их и надень. Перестань плакать.
Когда ей это сказали, она посмотрела наверх и увидела корзину. Там нашла выделанные шкуры лисиц. Взяла их и попробовала надеть. Когда стала их надевать, почувствовала тепло. Надев шкуры, она начала искать выход из землянки. Нашла его и вышла. Отправилась в путь. По дороге женщине захотелось пить. Она дошла до реки, и когда нагнулась, чтобы напиться, то увидела, что у нее, оказывается, появились лисьи уши. Женщина отправилась дальше. Когда шла, почуяла, что за нею кто-то идет. Повернула назад голову и увидела, что за нею, оказывается, волочился лисий хвост. Когда она это увидела, попыталась от него освободиться, но не смогла. Так с лисьим хвостом пошла дальше. Женщина дошла до места, где ее отец обыкновенно промышлял тюленей. Она спустилась к берегу моря и стала смотреть, как ее отец на море тюленей убивает. Вот отец пе­рестал охотиться на тюленей и поехал к берегу. Увидел он на берегу лисицу и пристал к тому месту, где она находилась. Заметив, что лисица его не боится, он хотел ее взять, но она все от него отскакивала. Тогда он бросил ей тюленины. Накормив ее, он отправился в свое селение. И когда отец ушел в свое селение, она тоже туда побежала. Когда день уже кончился, женщина-лисица пришла к дому своего отца. Много раз она пыталась войти в дом. Но как только женщина-лисица наклонит свою голову, чтобы спуститься в дом, так ее голова сама отскакивает в сторону.
Так она не спустилась в дом своего отца, ушла в поле и, сказывают, там осталась.
Все.



Категория: Народы эскимосско-алеутской языковой группы | Добавил: tomson (18.02.2010)
Просмотров: 6125 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]