НИВХИ (самоназвание – «человек») гиляки (устаревшее) — народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части).
Говорят на изолированном нивхском языке. Распространен также русский язык. Предполагают, что нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселенного в прошлом значительно шире, чем в настоящее время.
Основные традиционные занятия — рыболовство (кета, горбуша) и морской промысел (тюлень, белуха). Рыбачили неводами, сетями, крючками, ставили заездки. Морского зверя били острогой, дубинками. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Меньшее значение имела охота (медведь, олень, пушной зверь). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, а с конца XIX века — ружей. Подсобное занятие — собирательство (ягоды, корни сараны, черемша, крапива; на морском побережье — моллюски, морские водоросли, раковины). Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры — для одежды, собак использовали как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремесла — изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из бересты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело.
Передвигались на лодках (дощатых или долбленках из тополя), лыжах (голицах или подбитых мехом), нартах с собачьей упряжкой.
Употреблялась дощатая лодка длиной до 8 м. шириной до 1 м.
Вели оседлый образ жизни. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью. Зимой жили в полуземлянке четырехугольного плана. Летнее жилище — постройка на сваях или вывороченных пнях с двускатной крышей. Традиционная одежда.
(мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор — наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.
Традиционная пища — сырая и вареная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.
Религия.
считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство). Вплоть до 1950-х гг. у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. По анимистическим представлениям, нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство.
Бубны.
Бубен имел овальную форму (до 80 см. в продольном и до 60 см. в поперечном диаметре). Колотушка деревянная, с одной стороны ее обклеивали шкурой снятой с собачьей лапы, с другой, иногда орнаментировали резьбой.
Орнамент
Сказки
МЕДВЕДЬ И БУРУНДУК.
Когда-то бурундук был весь красный. Как-то прыгал он, прыгал по деревьям и пошел погулять по земле. Встретил медведя. Давай с медведем про разные новости говорить. Обращается медведь к маленькому зверю: — Боюсь я стрел железных, которыми стреляет человек. А когда люди стреляют стрелой с деревянным наконечником, то мне не страшно. Бурундук отвечает медведю: — Я-то и железных стрел не боюсь. Маленький я, и стрелы мимо пролетают. Медведь подумал и говорит: — Когда человек одну собаку на меня пускает, не страшно мне. Когда же много собак бежит на меня, тогда мне не спастись. — Так, — говорит бурундук, — когда много собак взапуски бегут, мне не страшно, одна же собака меня всегда задавит. Рассердился медведь на бурундука, что перечит он во всем ему, да как проведет лапой по спине, так и остались следы на спине бурундука. Зарычал медведь и ушел в горы. А у бурундука и по сей день на спине пять полосок осталось.
ТИГР И ЧЕЛОВЕК.
Была одна деревня. В этой деревне жил человек с сыном. В верхнем конце деревни его сестра с сыном жила. Ее сыну было восемнадцать лет. Однажды этот человек в лес охотиться пошел. Своего сына с собой взял. По дороге зашли в дом сестры человека. Его сестры сын вместе с ним охотиться пошел. Три человека вместе в лес направились. Когда в лес пришли, из еловых веток шалаш сделали и там жили, ловушки на соболей ставили. Полтора месяца охотились. Ни одного соболя не добыли. Некоторое время прошло, и однажды утром старший человек увидел, что поперек их двери тигр лежит. Тигр лежит, старик выйти из балагана боится. В этот день совсем не выходил. Воды нет, дров нет, огня нельзя развести. Так вот эту ночь переспали. Назавтра утром встал старик, говорит: — Тигр-дядя! Пожалей меня. В другую сторону немного отойди, дорогу, мне освободи. Нас, двух человек, выпусти. Одного человека у тебя оставим. Тогда тигр в другую сторону отошел. Когда он отошел, старик своего сына потихоньку разбудил. Оделись, вместе вышли. Сына сестры в шалаше оставили. Этот парень спал. Два человека из шалаша вышли и домой побежали. Тот парень когда проснулся, видит: тигр поперек выхода лежит. Наш парень долго смотрел на тигра и плакал. Потом сказал: — Тигр, выпусти меня наружу. Куда я убегу? Есть хочу. Облегчиться хочу. Тогда тигр встал. Встав, в другую сторону отошел. После этого наш парень наружу вышел, облегчился, дров наколол и в балаган занес. Огонь развел. А тигр опять на свое место лег. Тогда наш парень пищу приготовил, поел, уснул. Когда спал, ему приснилось, как тигр говорит: — Ну, завтра я за тобой приду. Со мной пойдешь. Здешний лев нас убивает. Когда он крикнет, мы все умираем. Он еще раз крикнет, мы все оживаем. Мы думаем, что только ты храбрый человек. Мы тебя просим убить этого льва. Утром парень встал, суп сварил, поел. — Ну, тигр, дорогу дай. Я сделаю копье, которое с собой понесу. Тогда тигр в другую сторону отошел. Этот парень топор взял, на улицу вышел, из сухой лиственницы копья сделал. Восемь копий сделал. Одно железное копье имел, восемь копий из лиственницы. Наш парень сказал: — Ну, тигр, пойдем. Тогда тигр поднялся, парень деревянные копья взял, железное копье взял, на тигра взобравшись, уселся. Потом вместе пошли. Шли, к высокой горе пришли. Когда пришли, тигры вокруг этой горы всё лежали. Когда наш парень на землю спустился, все тигры встали и ему поклонились. Когда он на гору посмотрел, увидел, как лев из пещеры вышел и закричал. Тигры все умерли. Потом еще раз закричал,— снова все тигры ожили. Потом снова в свою пещеру вошел. Тогда наш парень свое железное копье в землю воткнул. Потом, прыгая назад, через каждый шаг остальные копья втыкал. Затем к пещере льва поднялся. Заставив льва выйти, деревянным копьем уколол. Назад отпрыгнув, спустился. Восемь раз отпрыгивал. Восемью деревянными копьями колол. Наконец, на девятом прыжке, железным копьем льва уколол, убил. Тогда все тигры встали, подошли и поклонились нашему парню. Потом тот тигр, который за ним ходил, обратно к балагану парня понес. К своему балагану пришел, там жил. Вокруг своего балагана сделал рукавицей следы соболя и ловушки поставил. Когда поставил, постоянно соболей убивал. Много убил. После этого домой вернулся. Этот парень жить хорошо стал. Соболей продавал, разбогател. Все.