Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы других языковых групп

Кеты
Автоэтноним

Самоназвание Кет: Самоназвание кет "человек" (мн. ч. денг - "люди", "народ").

Основная территория расселения.
Широко расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная часть кетов живет в Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде компактных групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке. Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории Эвенкийского АО. Таким образом, этническая территория кетов в бассейне Енисея простирается с юга на север более чем 1500 км.

Численность.
По данным переписей численность кетов относительно стабильна: 1897 - 988, 1926 - 1428, 1959 - 1019, 1970 - 1182, 1979 - 1I22, 1989 - 1113.

Этнические и этнографические группы.
В связи с широким расселением в бассейне р.Енисей подразделяются на ряд этнотерриториальных групп, для которых свойственна эндогамия, что нашло отражение в специфике языка (говорные группы) и культуры. В начале ХХ в. с юга на север по Енисею и его притокам сложились следующие территориальные общности кетов: сымская, подкаменно-тунгусская, елогуйская, сургутихинская, черноостровская (пакулихинская), туруханская баишинская и курейская. Наряду с кетами, в состав этих групп входили селькупы и эвенки.

Антропологические характеристики.
Неоднозначной является антропологическая оценка кетов. В общей расовой классификации кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в состав уральской расы. По всему комплексу антропологических признаков кеты являются монголоидами с несколько ослабленной степенью выраженности монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по территории проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами. Так, северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская, к хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение, что уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому, енисейский антропологический тип генетически не связан с уральской расой и может быть выделен в самостоятельный систематический ранг. Но данная позиция является дискуссионной.

Язык кетский:
Кетский язык в лингвистической классификации занимает изолированное положение. Он входит в енисейскую языковую семью, в которую, наряду с кетским, включаются языки зафиксированных в ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а ныне ассимилированных, аринов, асанов, котов и некоторых других народов. Лингвистические связи енисейцев прослеживаются в отношении тюркских и самодийских языков. Современный кетский язык делится на два диалекта: имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных группировок кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских, сохранившийся у неболъшого числа кетов.

Писменность.
В 1931-1932 гг. началось издание букваря на кетском языке.

Религия.
Православие: Православные. Христианизация кетов, как и других народов Севера проводилась с целью их интеграции с русскими. Центрами христианизации на Енисейском Севере с ХVII в. стали Манагзея, а затем Туруханск и Енисейск. В этих поселениях, к которым приписывалось окружающее местное население, имелись церкви. В 1660 г. недалеко от Туруханского острога был основан Троицкий монастырь. В конце ХIХ в. на территории Енисейской губернии, в местах расселения кетов, числилось шесть церковных приходов. Всеми церковными делами ведала Енисейская епархия, которая занималась "содействием делу распространения православия среди язычников" через миссионерские приходы. К середине ХIХ в. значительных успехов в христианизации коренного населения Енисейского достигнуто не было. С этого времени был изменен подход в миссионерской работы — приобщение к христианству через традиционные верования, использование местных языков, подготовка миссионерских кадров из среды коренного населения и т.п. К концу ХIХ в. относятся попытки создания церковноприходских школ, но обучение в них проходили в основном дети русских. Миссионерская деятельность, а также влияние культуры русских переселенцев, привели к частичной трансформации ряда элементов традиционного мировоззрения и ритуальной практики кетов в той части, которая соответствовала их религиозной системе. В частности, это коснулось сюжетов творения, оформлении одного из главных персонажей кетского пантеона — Еся в виде христианского бога, представлений о единстве человечества (единый язык, потоп), грехе, были восприняты некоторые из христианских заповедей. В кетскую традицию были адаптированы некоторые христианские святые (св. Николай). С другой стороны, христианская идея загробной жизни и представление о душе, распространения не получили. Кеты практически не праздновали христианских праздников, сохранили традиционный погребальный обряд.

     
Погребальный обряд            Шаман                                 Домашний охранитель
http://www.narodsevera.ru
      http://www.shamanstvo.ru     http://nordart.ucoz.ru

Этногенез и этническая история.
Современные кеты являются потомками одного из так называемых енисейскоязычных народов, или даже единого енисейскоязычного народа, в прошлом жившего в Южной Сибири. Это арины, асаны, яринцы, байкотовцы и котты, которые в течение ХVIII – ХIХ вв. были ассимилированы окружающими их народами. Так, енисейские компоненты принимали участие в формировании отдельных групп хакасов (качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные процессы, которые в Южной Сибири были связаны с этнополитической историей тюрок, коснулись и енисейские народы. Начало переселение предков кетов связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и его притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура.

Традиционные занятия.
Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка). Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х годов. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-е годы.
Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.

Традиционные поселения и жилища.
В культуре кетов выделяется несколько типов жилищ. Полуземлянка — основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная, имела деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами, ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности очага — чуваша. На нем же готовится пища. Чум — универсальное жилище. Особенностью кетского чума является набор и характер соединения основных шестов. Их два, один вставляется в развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов. Изнутри эта конструкция скреплялась деревянным обручем. Покрывается тисками из бересты, или оленьих шкур. В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста. В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн. На илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.

     
Дом кетов                                           Землянка
http://www.narodsevera.ru

  
Чум
http://www.narodsevera.ru

Национальный костюм.
Национальная одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черка и суконных голенищ. Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов.  


http://www.etnolog.ru

Национальная кухня.
Традиционная пища — вареная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.  

Семейно-бытовые отношения.
С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калыме) за невесту. Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился.

http://www.hrono.ru   http://www.krskstate.ru/

Транспорт.

Езда только зимой. Груз перевозили на подвижной ручной нарте.Тащить ее помогала собака.

     

Лодки.

Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.

  

Лыжи.

Употребляли типичные эвенкийские лыжи длинной 130 – 150 см. При ходьбе пользовались посохом с колесиком на нижнем конце и железным крючком на верхнем.Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. 
Бубны.

Круглый от 60 см. до 1 м. в диаметре. Обечайку (шириной 10-20 см.) делали из кедровой доски. Колотушку длиной 35-50 см. делали из кедра, обтягивали ее оленьей шкурой.

  
Орнамент.

  
Сказки.

ГЛУХАРЬ, УТКА И ГУСЬ.
Однажды утка и гусь встретили старого глухаря.
— Глухарь, полетим с нами на юг, — сказали они, — а то ведь зимою ты здесь пропадешь с голоду.
— Нет, я не полечу с вами, — ответил глухарь.
— Если я улечу отсюда, трудно тогда будет людям.
— А мы полетим. Не станем зимовать. Здесь холодно. Человек без нас не умрет. Зимой он может добывать и есть рыбу.  Рыба   никуда не уйдет; она здесь, в озерах, живет зиму и лето. А для человека есть еще и другая пища.
Глухарь на это сказал утке с гусем:
— Когда настанут сильные морозы, озера и реки застынут, покроются толстым льдом — тогда людям будет тяжело добывать рыбу. Без меня они умрут с голоду.
— Сам-то ты что будешь есть зимой? Скажи нам.
Глухарь сказал:
— Пищи у меня много. Зимой я буду есть кедровую хвою.
— На этой пище ты долго не проживешь. Если ты не хочешь с нами лететь, то мы тебя заставим лететь. Гусь и утка схватили глухаря под зоб и потащили в теплые края. Глухарь так заплакал, что от слез у него покраснели перышки у бровей.
Утка с гусем бросили глухаря и улетели на юг. Вот теперь у глухаря от слез всегда брови красные.

ПРО СИРОТКУ.
Жила одна сиротка. Жила она на людях. Было ей на людях плохо — много работы, а есть нечего. Она решила уйти от людей. Весной, когда мужчины были еще на охоте, она ушла в тайгу. Когда пришли охотники, ее долго искали, но не могли найти. Она все лето жила в лесу. Все лето она сидела под деревом. Когда шел дождь, он падал ей на плечи. Парка (одежда) ее разорвалась, ровдуга (оленья кожа) сгнила, в ней даже черви появились.
Осенью, когда охотники стали готовиться к охоте, она пришла, но мужчин дома не было. Вся оборванная, на плечах ползали черви от сгнившей парки. Она пришла и встала перед чумом. Молодые женщины выходили и, посмотрев на нее, заходили обратно в чум. Там они говорили старухе, что пришла какая-то женщина, больная и оборванная. Старуха сказала, что, может, та, которая ушла весной. Старуха вышла и попросила зайти. Девушка вошла в чум. Да, это та самая сиротка. Ее переодели, накормили. Ничего не спрашивали.
Когда пришли мужчины, то они стали спрашивать ее — где была, что ела?
— Была в лесу, ела то, что вы не ели.
Стыдно стало людям. Оставили ее в чуме, хорошо кормили и одевали. Нужно помогать сиротам.



НЕ НОЧУЙТЕ В МЕДВЕЖЬЕЙ БЕРЛОГЕ.
Однажды осенью два охотника собрались на промысел в тайгу. Взяли они с собою запас хлеба на несколько дней, Вот пришли в лес и целый день охотились на дичь и белку. Стемнело. Надо где-то переночевать. Стали они подыскивать хорошее место, где было бы много сухих дров для костра, но не нашли. Вместо сухих дров увидели они пустую медвежью берлогу. Разожгли около берлоги костер, сварили в котелке еду, поели и решили спать. Посмотрели на пасмурное небо и поняли, что ночью будет дождь или снег. Делать нечего. Закрыли охотники свои вещи и добычу, перевязали крепко, а сами полезли в берлогу.
В берлоге медведь мягкую постель оставил из тонких веток да сухой травы. Недолго думая, улеглись охотники спать. Но ночь была холодная, и они решили закрыть отверстие в берлогу. Взяли один бесем (полушубок) и прикрыли им плотно отверстие. В берлоге стало тепло. Охотники уснули, да и проспали на медвежьем, месте всю зиму. Шесть месяцев спали охотники! Только один раз за всю зиму перевернулись они с боку на бок.
Но вот пришла весна, и охотники проснулись. Выглянули из берлоги, а небо чистое, нет ни дождя, ни снега. Собрали они свои вещи, которые пролежали всю зиму около берлоги, и пошли домой.
Пришли в становище, а людей там нет. Пошли охотники на берег реки, а там чумы стоят, собаки лают. Вышли из чумов люди и увидели охотников, которые осенью ушли в тайгу, а вернулись только весной. А их ведь пропавшими считали.
Недаром же кеты говорят:
— Не ночуйте в медвежьей берлоге, а то проспите всю зиму. 

СКАЗКА О МЕСЯЦЕ.
Давно-давно жили на земле брат и сестра. Родители их умерли. Жили сиротами. Подросли, стали жить хорошо. Только надоело брату все около чума ходить. Захотел он мир узнать. Стал все дальше и дальше от чума уходить. Ходит-ходит по земле, все смотрит, кто где живет да как живет.
А на небе высоко-высоко жила женщина-Солнце. Скучно ей было — одна жила. Вот однажды видит она: ходит по земле человек, все рассматривает, на небо поглядывает. Женщина-Солнце подумала: «Какой красивый человек по земле хо­дит, на меня поглядывает. Нужно мне его сюда на небо до­стать. Но как его достать? Я высоко, а человек на земле, низко».
Стала женщина-Солнце у неба мудрости просить, как бы ей достать человека. Есть у Солнца такие руки длинные, что без труда до земли достают. Утром встанет Солнце и протягивает руки. Тянет-тянет, дотянет до земли, и станет на земле светло, тепло.
Вот ходит этот человек по земле внизу, а Солнце тянет к нему руки, жар на него напускает...
«Что так жарко стало, — подумал человек и лег на землю, — все легче будет».
Лежит человек на земле, а женщина-Солнце все протягивает к нему свои длинные руки, ближе, ближе... дотянулась, схватила и понесла к себе на небо.
Стал человек жить на небе.
Неделю прожил и говорит Солнцу:
— Нехорошо мне здесь на небе с тобой жить, совсем нехорошо. Я земной человек, не могу так высоко жить. Пусти меня вниз, на землю!
Вспомнил он свою сестру, что оставалась внизу. Скучно ему стало, жалко ее.
«Как-то она там одна без меня живет?»
Солнце ему отвечает:
— Зачем ты пойдешь назад? Вспомни, как ты прежде ходил по земле и говорил: «Вот на небе Солнце живет, наверно там хорошо. Хотел бы я узнать, что это за женщина-Солнце. А теперь ты хочешь назад на землю».
Человек же все свое твердит:
— Пусти! Забыл я на земле что-то. Пусти меня, я это забытое возьму и вернусь.
— Не вернешься, не ходи! Плохо на земле, злые духи тебя съедят!
А человек идет и идет... Сколько шел, неизвестно. Холодный, голодный, из сил выбивается. А Хосядам пробралась сквозь тайгу, нагоняет человека, тянет руку, схватить хочет.
Видит Солнце - плохо человеку: еще немного, и унесет его Хосядам. Протянула женщина-Солнце свою руку-луч и схватила человека за ногу, но поздно. Злая Хосядам в этот же миг тоже схватила за другую ногу. Тянут они человека каждая в свою сторону. Солнце тащит к себе на небо, злая Хосядам — к земле. Тянули-тянули и разорвали человека пополам.
Только Солнцу половина без сердца досталась. Унесла женщина-Солнце свою половину человека на небо и что уж она с ней ни делала, старалась оживить, — но все напрасно. Совсем будто живой человек станет, день-другой поживет и опять умирает. Уголек положила вместо сердца — пожил неделю и опять умер. Маялась-маялась с ним женщина-Солнце, совсем без ума стала, плачет.
Наконец сказала:
— Нет у меня больше сил, ничего не могу сделать! Иди на другой конец неба. Не увижу тебя больше. Только в самый длинный день в году мы будем видеться. Я твои глаза увижу, ты — мой.
С этими словами бросила женщина-Солнце половину че­ловека без сердца на другую сторону неба, на темную сто­рону. Так он там и остался и превратился в месяц.
И до сих пор месяц по небу холодный гуляет, потому что нет у него живого сердца. И не видятся они с солнцем по целому году. А другую половину человека, с сердцем, Хосядам с собою забрала.   


Категория: Народы других языковых групп | Добавил: tomson (18.02.2010)
Просмотров: 8862 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]