Автоэтноним Самоназвание
Кет: Самоназвание кет "человек" (мн. ч. денг - "люди", "народ").
Основная территория расселения.
Широко
расселены в нижнем течении р. Енисей. Больная часть кетов живет в
Туруханском районе Красноярского края, расселяясь в виде компактных
групп по притокам Енисея Елогую, Сургутихе, Пакулихе, Курейке.
Подкаменнотунгусская группа pacceляется на территории Эвенкийского АО.
Таким образом, этническая территория кетов в бассейне Енисея
простирается с юга на север более чем 1500 км. Численность. По данным переписей численность кетов относительно стабильна:
1897 - 988,
1926 - 1428,
1959 - 1019,
1970 - 1182,
1979 - 1I22,
1989 - 1113.
Этнические и этнографические группы.
В
связи с широким расселением в бассейне р.Енисей подразделяются на ряд
этнотерриториальных групп, для которых свойственна эндогамия, что нашло
отражение в специфике языка (говорные группы) и культуры. В начале ХХ
в. с юга на север по Енисею и его притокам сложились следующие
территориальные общности кетов: сымская, подкаменно-тунгусская,
елогуйская, сургутихинская, черноостровская (пакулихинская),
туруханская баишинская и курейская. Наряду с кетами, в состав этих
групп входили селькупы и эвенки.
Антропологические характеристики. Неоднозначной
является антропологическая оценка кетов. В общей расовой классификации
кеты относятся к енисейскому антропологическому типу, входящему в
состав уральской расы. По всему комплексу антропологических признаков
кеты являются монголоидами с несколько ослабленной степенью
выраженности монголоидных черт. Обладая рядом общих признаков, по
территории проживания, они обнаруживают сходство с соседними народами.
Так, северные группы кетов в антропологическом плане тяготеют к
селькупам, отчасти хантам и ненцам, а южная, подкаменнотунгусская, к
хакасам и шорцам. В настоящее время сформулировано положение, что
уральские черты кеты приобрели достаточно поздно, поэтому, енисейский
антропологический тип генетически не связан с уральской расой и может
быть выделен в самостоятельный систематический ранг. Но данная позиция
является дискуссионной.
Язык
кетский: Кетский
язык в лингвистической классификации занимает изолированное положение.
Он входит в енисейскую языковую семью, в которую, наряду с кетским,
включаются языки зафиксированных в ХVIII в. в верховьях р. Енисей, а
ныне ассимилированных, аринов, асанов, котов и некоторых других
народов. Лингвистические связи енисейцев прослеживаются в отношении
тюркских и самодийских языков. Современный кетский язык делится на два
диалекта: имбатский, объединяющий ряд говоров территориальных
группировок кетов (курейский, елогуйский и т.д.) и сымских,
сохранившийся у неболъшого числа кетов.
Писменность.
В 1931-1932 гг. началось издание букваря на кетском языке.
Религия. Православие:
Православные. Христианизация кетов, как и других народов Севера
проводилась с целью их интеграции с русскими. Центрами христианизации
на Енисейском Севере с ХVII в. стали Манагзея, а затем Туруханск и
Енисейск. В этих поселениях, к которым приписывалось окружающее местное
население, имелись церкви. В 1660 г. недалеко от Туруханского острога
был основан Троицкий монастырь. В конце ХIХ в. на территории Енисейской
губернии, в местах расселения кетов, числилось шесть церковных
приходов. Всеми церковными делами ведала Енисейская епархия, которая
занималась "содействием делу распространения православия среди
язычников" через миссионерские приходы. К середине ХIХ в.
значительных успехов в христианизации коренного населения Енисейского
достигнуто не было. С этого времени был изменен подход в миссионерской
работы — приобщение к христианству через традиционные верования,
использование местных языков, подготовка миссионерских кадров из среды
коренного населения и т.п. К концу ХIХ в. относятся попытки создания
церковноприходских школ, но обучение в них проходили в основном дети
русских.
Миссионерская деятельность, а также влияние культуры русских
переселенцев, привели к частичной трансформации ряда элементов
традиционного мировоззрения и ритуальной практики кетов в той части,
которая соответствовала их религиозной системе. В частности, это
коснулось сюжетов творения, оформлении одного из главных персонажей
кетского пантеона — Еся в виде христианского бога, представлений о
единстве человечества (единый язык, потоп), грехе, были восприняты
некоторые из христианских заповедей. В кетскую традицию были
адаптированы некоторые христианские святые (св. Николай). С другой
стороны, христианская идея загробной жизни и представление о душе,
распространения не получили. Кеты практически не праздновали
христианских праздников, сохранили традиционный погребальный обряд.
Погребальный обряд Шаман Домашний охранитель http://www.narodsevera.ru http://www.shamanstvo.ru http://nordart.ucoz.ruЭтногенез и этническая история.
Современные
кеты являются потомками одного из так называемых енисейскоязычных
народов, или даже единого енисейскоязычного народа, в прошлом жившего в
Южной Сибири. Это арины, асаны, яринцы, байкотовцы и котты, которые в
течение ХVIII – ХIХ вв. были ассимилированы окружающими их народами.
Так, енисейские компоненты принимали участие в формировании отдельных
групп хакасов (качинцы), тувинцев, шорцев, бурят. Миграционные
процессы, которые в Южной Сибири были связаны с этнополитической
историей тюрок, коснулись и енисейские народы. Начало переселение
предков кетов связывается с IХ – ХIII вв., что привело к оседанию
немногочисленных групп кетоязычного населения по берегам Енисея и его
притоков. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с
эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. Традиционные занятия. Исконными
занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и
боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С
введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место занимает
пушной промысел (соболь, белка).
Орудия промысла — лук и стрелы — использовались для охоты на все виды животных
и птиц вплоть до 1930-х годов. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в
ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в
1970-е годы. Домашними
занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки
и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили
предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду,
предметы утвари.
Традиционные поселения и жилища.
В культуре кетов выделяется несколько типов жилищ. Полуземлянка —
основная разновидность постоянного жилища. В плане квадратная, имела
деревянный каркас, который сверху покрывался расколотыми бревнами,
ветками и дерном. Отапливалась при помощи разновидности очага — чуваша.
На нем же готовится пища.
Чум — универсальное жилище. Особенностью кетского чума является набор и
характер соединения основных шестов. Их два, один вставляется в
развилку второго. Затем ставилось еще 5 шестов. Изнутри эта конструкция
скреплялась деревянным обручем. Покрывается тисками из бересты, или
оленьих шкур.
В качестве временных, использовались каркасные постройки из гнутых прутьев. Покрытием таких построек служили ветки береста.
В летний период на рыболовных угодьях в качестве жилища могла
использоваться дощатая лодка-илимка грузоподъемностью до 4 тонн. На
илимке из гнутых прутьев делалась каюта, покрытая берестой.
Дом кетов Землянка http://www.narodsevera.ru Чум http://www.narodsevera.ru
Национальный костюм. Национальная
одежда: стеганый суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур, меховая парка
(короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи
более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя
одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из
мехового черка и суконных голенищ.
Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую
обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который
складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты
лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка
надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов.
http://www.etnolog.ru Национальная кухня. Традиционная
пища — вареная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные
впрок вяленое мясо и рыбопродукты — юкола и порса, рыбий жир. Готовили на
костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи.
Летом рацион кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары
трав, заменявшие покупной чай.
Семейно-бытовые отношения. С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными
стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи.
Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд
с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки)
медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ,
принятие подарков — согласие на брак. После этого стороны договаривались о
выкупе (калыме) за невесту.
Национальные
особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало
несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в.
воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника
укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На
могиле устанавливалась палка с развилкой, позже — православный крест.
Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались
захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне
срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и
портился.
http://www.hrono.ru http://www.krskstate.ru/Транспорт.
Езда только зимой.
Груз перевозили на подвижной ручной нарте.Тащить ее помогала собака. Лодки.
Для передвижения по воде использовались большие дощатые
лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой
частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные
из осины лодки-ветки.
Лыжи.
Употребляли типичные эвенкийские лыжи длинной 130 –
150 см. При ходьбе пользовались посохом с колесиком на нижнем конце и железным
крючком на верхнем.Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу
камусом.
Бубны.
Круглый от 60 см. до 1 м. в диаметре. Обечайку
(шириной 10-20 см.) делали из кедровой доски. Колотушку длиной 35-50 см. делали
из кедра, обтягивали ее оленьей шкурой.
Орнамент.
Сказки. ГЛУХАРЬ, УТКА И ГУСЬ.
Однажды утка и гусь встретили старого глухаря.
— Глухарь, полетим
с нами на юг, — сказали они, — а то ведь зимою ты здесь пропадешь с голоду.
— Нет, я не полечу с вами, — ответил глухарь. —
Если я улечу отсюда, трудно тогда будет людям.
—
А мы полетим. Не станем зимовать. Здесь холодно. Человек без нас не умрет.
Зимой он может добывать и есть рыбу.
Рыба никуда не уйдет; она здесь,
в озерах, живет зиму и лето. А для человека есть еще и другая пища.
Глухарь
на это сказал утке с гусем:
— Когда настанут сильные морозы, озера и реки
застынут, покроются толстым льдом — тогда людям будет тяжело добывать рыбу. Без
меня они умрут с голоду.
—
Сам-то ты что будешь есть зимой? Скажи нам. Глухарь сказал:
— Пищи у меня много. Зимой я буду есть кедровую хвою. — На этой пище ты долго не проживешь. Если
ты не хочешь с нами лететь, то мы тебя заставим лететь. Гусь и утка схватили
глухаря под зоб и потащили в теплые края. Глухарь так заплакал, что от слез у
него покраснели перышки у бровей. Утка с гусем бросили глухаря и улетели на юг.
Вот теперь у глухаря от слез всегда брови красные.
ПРО СИРОТКУ.
Жила одна сиротка. Жила она на людях. Было
ей на людях плохо — много работы, а есть нечего. Она решила уйти от людей.
Весной, когда мужчины были еще на охоте,
она ушла в тайгу. Когда пришли охотники, ее долго искали, но не могли найти.
Она все лето жила в лесу. Все лето она сидела под деревом. Когда шел дождь, он
падал ей на плечи. Парка (одежда) ее разорвалась, ровдуга (оленья кожа) сгнила,
в ней даже черви появились.
Осенью, когда охотники стали готовиться к охоте,
она пришла, но мужчин дома не было. Вся оборванная, на плечах ползали черви от
сгнившей парки. Она пришла и встала перед чумом. Молодые женщины выходили и,
посмотрев на нее, заходили обратно в чум. Там они говорили старухе, что пришла
какая-то женщина, больная и оборванная. Старуха сказала, что, может, та,
которая ушла весной. Старуха вышла и попросила зайти. Девушка вошла в чум. Да,
это та самая сиротка. Ее переодели, накормили. Ничего не спрашивали. Когда
пришли мужчины, то они стали спрашивать ее — где была, что ела? —
Была в лесу, ела то, что вы не ели.
Стыдно стало людям.
Оставили ее в чуме, хорошо кормили и одевали.
Нужно
помогать сиротам.
НЕ НОЧУЙТЕ В МЕДВЕЖЬЕЙ
БЕРЛОГЕ. Однажды осенью два охотника собрались на промысел
в тайгу. Взяли они с собою запас хлеба на несколько дней, Вот пришли в лес и
целый день охотились на дичь и белку. Стемнело. Надо где-то переночевать. Стали
они подыскивать хорошее место, где было бы много сухих дров для костра, но не
нашли. Вместо сухих дров увидели они пустую медвежью берлогу. Разожгли около
берлоги костер, сварили в котелке еду, поели и решили спать. Посмотрели на
пасмурное небо и поняли, что ночью будет дождь или снег.
Делать нечего. Закрыли
охотники свои вещи и добычу, перевязали крепко, а сами полезли в берлогу. В
берлоге медведь мягкую постель оставил из тонких веток да сухой травы. Недолго
думая, улеглись охотники спать. Но ночь была холодная, и они решили закрыть
отверстие в берлогу. Взяли один бесем (полушубок) и прикрыли им плотно отверстие.
В берлоге стало тепло. Охотники уснули, да и проспали на медвежьем, месте всю
зиму. Шесть месяцев спали охотники! Только один раз за всю зиму перевернулись
они с боку на бок.
Но вот пришла весна, и охотники
проснулись. Выглянули из берлоги, а небо чистое, нет ни дождя, ни снега.
Собрали они свои вещи, которые пролежали всю зиму около берлоги, и пошли домой.
Пришли в становище, а людей там нет. Пошли охотники на берег реки, а там чумы
стоят, собаки лают. Вышли из чумов люди и увидели охотников, которые осенью ушли
в тайгу, а вернулись только весной. А их ведь пропавшими считали.
Недаром же кеты говорят:
— Не ночуйте в
медвежьей берлоге, а то проспите всю зиму.
СКАЗКА О МЕСЯЦЕ. Давно-давно жили на земле брат и сестра.
Родители их умерли. Жили сиротами. Подросли, стали жить хорошо. Только надоело
брату все около чума ходить. Захотел он мир узнать. Стал все дальше и дальше от
чума уходить. Ходит-ходит по земле, все смотрит, кто где живет да как живет. А
на небе высоко-высоко жила женщина-Солнце. Скучно ей было — одна жила. Вот
однажды видит она: ходит по земле человек, все рассматривает, на небо
поглядывает. Женщина-Солнце подумала: «Какой красивый человек по земле ходит,
на меня поглядывает. Нужно мне его сюда на небо достать. Но как его достать? Я
высоко, а человек на земле, низко».
Стала женщина-Солнце у
неба мудрости просить, как бы ей достать человека. Есть у Солнца такие руки
длинные, что без труда до земли достают. Утром встанет Солнце и протягивает
руки. Тянет-тянет, дотянет до земли, и станет на земле светло, тепло. Вот ходит
этот человек по земле внизу, а Солнце тянет к нему руки, жар на него
напускает... «Что так жарко стало, — подумал человек и лег на землю, — все
легче будет». Лежит человек на земле, а женщина-Солнце все протягивает к нему
свои длинные руки, ближе, ближе... дотянулась, схватила и понесла к себе на
небо.
Стал человек жить на
небе. Неделю прожил и говорит Солнцу:
— Нехорошо мне здесь на
небе с тобой жить, совсем нехорошо. Я земной человек, не могу так высоко жить.
Пусти меня вниз, на землю!
Вспомнил он свою
сестру, что оставалась внизу. Скучно ему стало, жалко ее. «Как-то она там одна
без меня живет?» Солнце ему отвечает:
— Зачем ты пойдешь
назад? Вспомни, как ты прежде ходил по земле и говорил: «Вот на небе Солнце
живет, наверно там хорошо. Хотел бы я узнать, что это за женщина-Солнце. А
теперь ты хочешь назад на землю».
Человек
же все свое твердит:
— Пусти! Забыл я на
земле что-то. Пусти меня, я это забытое возьму и вернусь.
— Не вернешься, не
ходи! Плохо на земле, злые духи тебя съедят!
А человек идет и идет... Сколько шел, неизвестно.
Холодный, голодный, из сил выбивается. А Хосядам пробралась сквозь тайгу,
нагоняет человека, тянет руку, схватить хочет.
Видит Солнце - плохо человеку: еще немного, и
унесет его Хосядам. Протянула женщина-Солнце свою руку-луч и схватила человека
за ногу, но поздно. Злая Хосядам в этот же миг тоже схватила за другую ногу.
Тянут они человека каждая в свою сторону. Солнце тащит к себе на небо, злая Хосядам
— к земле. Тянули-тянули и разорвали человека пополам. Только Солнцу половина
без сердца досталась.
Унесла женщина-Солнце
свою половину человека на небо и что уж она с ней ни делала, старалась оживить,
— но все напрасно. Совсем будто живой человек станет, день-другой поживет и
опять умирает. Уголек положила вместо сердца — пожил неделю и опять умер.
Маялась-маялась с ним женщина-Солнце, совсем без ума стала, плачет. Наконец
сказала:
— Нет у меня больше
сил, ничего не могу сделать! Иди на другой конец неба. Не увижу тебя больше.
Только в самый длинный день в году мы будем видеться. Я твои глаза увижу, ты —
мой.
С этими словами бросила
женщина-Солнце половину человека без сердца на другую сторону неба, на темную
сторону. Так он там и остался и превратился в месяц. И до сих пор месяц по
небу холодный гуляет, потому что нет у него живого сердца. И не видятся они с
солнцем по целому году. А другую половину человека, с сердцем, Хосядам с собою забрала.
|