Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы угорской языковой группы

Манси
Автоэтноним.
(самоназвание) Манси: С конца ХIХ в. начинают обозначаться как манси, от самоназвания маньси, маньши, меньдьши, восходящему к древнему фратриальному имени мось.

Основная территория расселения.
Манси живут между Уралом и Обью, в Ханты-Мансийском АО Тюменской обл., небольшая группа ивдельскид манси (ок. 170 чел.), в Свердловской обл.

Численность.
Численность по переписям: I897 - 7476 в Тобольской губ., 2200 -2300 в Пермской губ., 1926 - 6095, 1959 - 6449, 1970 - 7710, 1979 -7563, 1989 - 8461.

Этнические и этнографические группы.
Внутреннее этнографическое разнообразие культуры манси совпадает с языковым, но в отличие от своих ближайших родственников, хантов, оно не столъ очевидно.

Антропологические характеристики.
Манси - представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним - обские угры, они являются более европеоидными и включаются в приуральскую группу популяций, наряду с финскими народами Поволжья.

Писменность.
Впервые мансийский язык в качестве письменного использовался миссионерами для перевода книг духовного содержания (Евангелие от Матфея в переводе Г.Попова — 1867 г.). Священник К.Словцов в 1905 г. опубликовал в Тобольске «Опыт русско-вогульского словаря ...» Письменность разработана на основе сосъвинокого диалекта (большой запас лексики, 2/3 населения говорило на этом диалекте) в 1931 г. на латинице. В 1937 г. был осуществлен перевод на русскую графику.

Этногенез и этническая история.
Предки манси жили не только в Западной Сибири, но и на Южном Урале и его Западных склонах и изменение их этнической территории исторически фиксируется по двум направлениям — на восток и север. Из Приуралья манси были вытеснены коми и русскими, причем процесс, переселения за Урал, продолжался вплоть до ХVIII – ХIХ вв. В результате чего, с одной стороны, усиливается процесс смешения среди мансийских диалектных и этнографических групп, а также культурного взаимодействия с хантами и ненцами, благодаря чему сохраняется современное разнообразие отдельных мансийских, с другой, манси, контактирующие с русскими и татарами, утратили свою культурную самобытность, В настоящее время, практически в полном наборе культурных составляющих, сохранились только северные манси, в формировании которых, принимали участие западные и частично южные мансийские группы, а также ханты и ненцы. В этногенетическом плане, в мансийской культуре достаточно часто выделяются два компонента: аборигенный таежный к южный скотоводческий, при явном преобладании первого.

Хозяйство.
Манси, таежные охотники и рыболовы, отчасти, оленеводы. Их современная культура базируется на промысловой экономике, технике и технологиях, таежными типами представлены средства передвижения, одежда, жилище, предметы домашнего обихода. Их культура имеет много параллелей с культурами хантов, кетов, селькупов, западносибирских татар. Скотоводческий комплекс, вошедший в состав мансийской культуры в сер. I тыс. н.э., по происхождению связывается с иранской традицией и территорией Южнoгo Урала. Это большое значение лошади практически во всех сферах мансийской культуры, плетение, вязание, ткачество, некоторые типы распашной одежды, элементы убранства жилища. Наряду с этими, субстратными составляющими, у манси представлены элементы тюркской (татарской), самодийской (более очевидно ненецкой — оленеводство), коми-зырянской и русской культурной традиции. Вновь обращаясь к вопросу о чрезвычайном сходстве культур хантов и манси, следует отметать большую poль скотоводческого комплекса, характерного в том числе и для тюркских народов, проживающих в районе тайги, который, вероятно, был доминирующим в культуре манси до сравнительно недавнего времени.

Традиционные поселения и жилища.
Наиболее распространенные жилища манси — невысокий сруб, иногда с фронтальным или боковым свесом крыши; чум, сходный с ненецким, который использовался не только оленеводами, но рыболовами-манси; каркасные четырехугольные постройки с крышами округлой, конической, одно- и двухскатной формы. Жилища манси менее разнообразные по форме и конструкции, чем у хантов. http://www.hrono.ru


Шалаш с берестяным покрытием      Шалаш из гнутых дуг                            Шалаш с двухскатной крышей


Шалаш с четырехскатной крышей

Транспорт.

Транспорт: упряжной. Езда: только зимой. (нарты и упряжь заимствованы от ненцев). Отличие: Женская нарта выше мужской и может иметь четыре пары копыльев.


Нарта для перевозки домашних святынь.

Лодки.

Для манси были типичны те же виды лодок, как и для хантов, т. е. долбленка и калданка; дощатые встречались у них реже. При перевозках большой клади пользовались также сдвоенными лодками. В XVIII в. бытовала берестянка.

Лыжи.

Предпочтение отдавалось подшитым лыжам. Изготовляли из березы, кедра и сосны, на обшивку шли оленьи или лошадиные камусы. Для ходьбы на лыжах употреблялся посох с лопатообразным верхним концом и колесиком на нижнем. Можно было встретить оригинальное приспособление для защиты обуви от обледенения. На месте крепления прибивался мешок из ткани, в который засовывали ногу.


Голицы

Бубны.

Круглой формы, небольшого размера (30-50 см). Обечайку делали обязательно из березовой доски, обтягивали бубен кожей лося, оленя. Колотушку обтягивали оленей, медвежьей или конской шкурой.

Орнамент.

  

Сказки.

ВОРОБУШЕК.
Моя загадка:
— Воробушек, воробушек, что такое твоя головка?
— Ковшичек для питья весенней воды.
— Что такое твой носик?
— Ломик для долбления весеннего льда.
— .Что такое твой язычок?
— Разрисованное вёселко для езды вверх по реке.
— Что такое твоя спинка?
— Разрисованная лодочка для езды вниз по реке.
— Что такое твои кишочки?
— Арканчик для ловли семи оленей.
— Что такое твой животик?
— Мешочек для огнива семи ненецких женщин.
— Что такое твои ножки?
— Подпорочки в весеннем домике.
— Что такое твои крылышки?
— Крыша  весеннего домика.
— Что такое твой  хвостик?
— Корытце для кормления семи собак.


ЗАЙЧИК.
Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал.
Пошел к огню пожаловаться:
— Огонь, сожги осоку на озерном берегу!
— Какое зло сделала тебе осока? - спросил огонь.
— Губу мне разрезала, — ответил заяц.
— Уж такое ненасытное брюхо у тебя, — сказал огонь.
Пошел заяц к воде и говорит:
— Вода, прибудь, затуши огонь!
— Какое тебе зло сделал огонь?
— Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!
— Какое зло тебе сделала осока?
— Губу мне разрезала.
— Уж такое ненасытное брюхо у тебя!
Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:
— Дети, в воду стреляйте!
— Какое тебе зло вода сделала?
— Вода не прибывает, огонь не тушит!
— Какое тебе зло сделал огонь?
— Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!
— Какое тебе зло сделала осока?
— Губу  мне  разрезала!
— Уж такое ненасытное брюхо у тебя!
Пошел зайчик к мышке и говорит:
— Мышка, мышка, тетиву на луках мальчиков перегрызи, чтобы стрелять не могли!
Пожалела мышка зайчика и пошла тетиву у луков перегрызать. Но не успела. Схватили мальчики луки, натянули тетиву и пустили стрелы в воду. Стреляют в воду - вода прибывает, идет огонь тушить. Испугался огонь, к осоке перебросился. Загорелась осока, а в осоке зайчик прыгает.
Растерялся, из огня побежал, ноги и уши себе опалил.

Категория: Народы угорской языковой группы | Добавил: tomson (18.02.2010)
Просмотров: 3428 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]