Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы угорской языковой группы

Ханты
Автоэтноним.
(самоназвание) Кондихо, кандаяхи: Современный этноним от кондихо, кандаяхи, хандохо — "человек", "люди". Имеется большое количество самоназваний территориальных групп хантов.

Основная территория расселения.
Живут в Тюменской и Томской областях, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО, в бассейне р.Обь и по ее притокам.

Численность.
Численность по переписям: 1897 - 17221, 1926 - 17334, 1959 -19410, 1970 - 2II38, 1979 - 20934, 1989 - 22521.

Этнические и этнографические группы.
Этническая культура хантов неоднородна. Территориально выделяются три этнографические группы, соответствующе диалектному делению хантыйского языка. Эти группы, в свою очередь, делятся на территориальные, представители которых, как правило, расселяются в бассейне одной реки.

Антропологические характеристики.
Антропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна, в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы.

Язык хантыйский:
Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов - северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия.

Писменность.
Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком. 

Этногенез и этническая история.
Северные ханты. Генезис их культуры археологи связывают о усть-полуйской культурой (конец I тыс. до н.э. - начало I тыс н.э.), локализованной в бассейне р. Обь от устъя Иртыша до Обской губы. Это северная, таежная промысловая культура, многие традиции которой, на следуют современные северные ханты. С середины II тыс. н.э. северные ханты испытали сильное влияние ненецкой оленеводческой культуры. В зоне непосредственных территориальные контактов, ханты частично подверглись ассимиляции со стороны тундровых ненцев (т.н. семь ненецких родов хантыйского происхождения). Южные ханты. Расселяются вверх от устья Иртыша. Это территория южной тайги, лесостепи и степи и в культурном плане более тяготеет у югу. В их формировании и последующем этнокультурном развитии, значительную роль сыграло южное лесостепное население, наслоившееся на общехантыйскую основу. Значительное влияние на южных хантов оказали тюрки, позднее русские. Восточные ханты. Расселяются в Среднем Приобье и по притокам: Салым, Пим, Тромъеган, Аган, Вах, Юган, Васюган. Эта группа в большей степени, чем другие, сохраняет северосибирские черта культуры, восходящие к уральскому населению - тягловое собаководство, долбленая лодки, преобладание распашной одежды, берестяная утварь, промысловая экономика. Другой значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно — Южно — Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу. Таким образом, при наличии общих черт культуры, свойственных хантыйскому этносу, что связывается с ранними этапами их этногенеза и формирования уральской общности, в которую наряду с утрами входили предки кетов и самодийских народов, последующее культурное "расхождение", формирование этнографических групп, в большей степени определялось процессами этнокультурного взаимодействия с соседними народами.

Хозяйство.
Для северных хантов свойственно охотничье рыболовецкое хозяйство, жилище тапа землянки и чума, упряжное собаководство (вероятно до ХVIП в.), камусные лыжи, распашная одежда из шкур и рыбьей кожи, составная долбленая лодка, деревянная И берестяная утварь. В среде северных хантов самодийское оленеводство распространяется на юг до Березова и бассейна р. Казым. В культуре хантов оно представлено в таежном, транспортном варианте, с обычным для оленеводческой традиции набором культурных элементов — олений транспорт, частично жилище, комплекс зимней "глухой" одежды, утварь, изменением некоторых норм общественной жизни (собственность на оленей и их наследование, меты собственности), мировоззрения (олень в погребальном обряде). В сфере оленеводства северные ханты довольно активно взаимодействовали с коми-ижемцами. Южные ханты. При наличии промыслового комплекса, им известно скотоводство и земледелие.

Традиционные поселения и жилища.
Ханты вели полуоседлый образ жизни. В этой связи у них у них были представлены постоянные заимние и временные весенне/летне/осенние поселения (юрты). Зимние поселения были более многолюдны. Поселения имели свободную планировку и располагались в местах промыслов. Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у обских угров выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений. — кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков); — постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Сев.Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь); — постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва); — постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки); — постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда). Жилища хантов очень разнообразны. Зимние — землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей. Отопление при помощи чувала. По периметру стен нары. Возможны локальные конструктивные варианты. В качестве зимнего жилища строились срубные постройки. Более разнообразными по форме (коническая, двухскатная, односкатная, сферическая и т.п.) являются сезонные постройки. Они строились из жердей и покрывались берестой. http://www.hrono.ru

Жилища.

     

Конический шалаш покрытый берестой Конический шалаш покрытый шкурами Полуподземный сруб

     

Прямоугольные срубы на сваях            Прямоугольный сруб                             Сруб из досок

        

Шалаш в форме усеченной пирамиды    Шалаш пирамидообразный                     Шалаш с двухскатной крышей

Транспорт.

Транспорт: упряжной. Езда: круглый год. (нарты и упряжь заимствованы от ненцев).  Отличие: Мужская ездовая нарта ниже и меньше ненецкой.

     
Ездовая упряжка                                 Женская нарта                                   Мужская нарта
Лодки.

У хантов, особенно живущих по Оби, встречались большие дощатые лодки с плоским днищем и наставными бортами из нескольких досок (типа русской гребной лодки). Иногда на больших калданках и дощатых лодках сооружалось сводчатое покрытие из берестяных полотнищ, реже из досок. Это делалось с целью защиты от непогоды при дальних переездах. Изредка можно было встретить и специально крытые суда (каюки). Паруса употребляли чрезвычайно редко даже на больших лодках.

     
Долбленка (облас)                                Калданка                                             Крытая лодка
Лыжи.

Предпочтение отдавалось подшитым лыжам. Изготовляли из березы, кедра и сосны, на обшивку шли оленьи или лошадиные камусы. Для ходьбы на лыжах употреблялся посох с лопатообразным верхним концом и колесиком на нижнем.

     
Голицы                                  Детские лыжи                        Лыжный посох
Бубны.

Ханты разделялись между собой на несколько групп, отличных одна от другой по типу хозяйства, языку и материальной культуре. Существовали различия у этих групп и в религиозных воззрениях, а следовательно и в культовых атрибутах, в частности, в шаманских бубнах.

  
Орнамент.


Сказки.

КОТ.
Жили старик со старухой. Был у них кот. Однажды кот убежал в лес. Бродил-бродил кот по лесу, — наступила осень, стало холодно, а он все бродит по лесу, ищет теплый уголок, куда можно было бы спрятаться.
Так, бродя по лесу, встретил он петуха и говорит ему:
— Осень наступила, холодно стало, построим себе дом.
 — Не буду. Что я с домом буду делать? — отвечает петух. — Я в любом месте укроюсь.
Побрел кот дальше. Долго ли, коротко ли бродил по лесу, встретил теленка и говорит ему:
— Эй, приятель, давай выстроим дом.
— Ну что я с домом буду делать? — говорит теленок. — Я сделаю какое-нибудь гнездышко из сена и лягу в него. Опять кот пошел бродить. Долго ли, 'коротко бродил, встретил жеребенка.
— Давай-ка, приятель, построим дом.
— Что я буду делать с домом? Я в любом месте простою, — ответил ему жеребенок.
— Коли так, — сказал кот, — пойду и построю дом один.
Стал строить дом. Дом построил, вошел внутрь, забрался на печку и лег там. Пришла зима. Лежит кот на печке, кости греет.
Однажды слышит он чьи-то шаги. Подошел к двери, стал окликать, — оказывается, петух пришел.
— Я замерзаю! — кричит петух. — Впусти меня в дом. Если на тебя нападут, я буду кричать и клеваться.
— А когда я звал тебя вместе дом строить, ты не шел!
Так они  разговаривают, вдруг теленок  бежит с криком.
— Впусти меня! — говорит  теленок. — Если на тебя нападут, я буду кричать и бодаться.
Кот говорит: — Я тебя звал дом строить, ты не шел!
В это время пришел жеребенок: — Впусти меня! Если на тебя нападут, я буду лягаться и кусаться.
Кот говорит: — Ну-ну, входите, входите.
Вошли они. Долго ли, коротко ли жили, однажды стала их дверь открываться.
Петух спрашивает: — Кто там?
— Я, росомаха! Впустите меня.
— Тише, тише, хозяин спит. Если проснется, убьет тебя.
Испугалась росомаха и побежала к медведю. Медведь послал волка.
— Сходи, узнай, как зовут хозяина.
Пришел волк туда. Петух, жеребенок и теленок — все бросились к дверям.
— Не входи, не входи, убьет тебя наш хозяин.
— Да скажите, как зовут вашего хозяина?
— Хозяин наш — кот.
Волк прибежал домой, говорит медведю:
— Имя их хозяина — кот.
— Теперь пойдемте-ка, добудем оленей, — говорит медведь, — оленя убьем и позовем кота в гости.
Пошли. Добыли четырех оленей.
Медведь говорит росомахе:
— Сходи, позови кота сюда в гости.
Пошла росомаха. Пришла, открыла дверь и говорит:
— Пусть приходит ваш хозяин погостить к нам.
Теленок разбудил кота.
— Медведь зовет тебя в гости.
Кот встал, оделся и пошел потихонечку. Пришел. А медведь забрался на дерево, боится кота.
Кот стал есть. Ест и мяукает:
— Мяу! Мяу!
Медведь спрашивает росомаху:
— Ты знаешь ведь русский язык, ты понимаешь, что он говорит?
Росомаха отвечает:
— «Мало, мало!» — он говорит.
— Говорил же я тебе раньше, что надо было убить еще двух оленей. Теперь он нас съест.
Кот поднялся. Медведь испугался и свалился с верхушки дерева прямо на сук. Сук вонзился в медведя, и медведь сдох. А волк с росомахой убежали в лес и теперь ходят они в лесу.

МЫШКА И ЛОСЬ.
Бегала мышка по лугу и ела, свежую сочную травку. Вдруг налетел ветер, пошел дождь, мышка промокла и спряталась в траве.
Вышел из леса полакомиться чистой травкой огромный лось с ветвистыми рогами. Бродил, бродил по лугу, щипал травку и нечаянно вместе с травкой проглотил и мышку.
Сидя у лося в животе, мышка говорит:
— Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на волю выйду.
— Не режь мне горла, — лось говорит, — выйди через мой рот.
— У тебя рот слюнявый, — отвечает мышка. И снова кричать стала:
— Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на свободу выйду!
— Не режь мне горла, выйди через мой нос, — попросил лось.
— Нет, нос твой мокрый. — И еще громче стала мышка кричать:
— Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на сво­боду выйду.
— Не режь, — взмолился лось, — через отверстия ушей моих выйди!
— Нет, в твоих ушах сера! — И еще громче стала кричать мышка:
— Точу-точу ножик, лосю горло перережу, на волю выйду! Так и перерезала, вышла на волю, содрала шкуру с лося. Мясом лося наполнила семь амбаров, наполнила семь лабазов. Мясо этого лося ел я, и ты, может быть, попробовал.

Категория: Народы угорской языковой группы | Добавил: tomson (18.02.2010)
Просмотров: 8017 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 Владислав  
Спасибо. С интересом читаю о своих предках - матлымских хантах. Языка не знаю, живу в городе пропитан русской культурой, но мама моя ханты.
Мы это помним. Детям рассказываю, что могу. Сказки хантыйские им читаю. Фото смотрим.
На переписи населения впервые заявили себя как ханты. Так, что хантов стало больше на 5 человек.
За сайт спасибо.
Ответ: Рад видеть Вас на страницах сайта toro.my1.ru. С большим интересом хотелось бы узнать историю Вашей семьи. Подробнее о мифологии. Внутриэтнические отличия. Буду заинтересован в наполнении данного раздела сайта, так сказать, из первоисточника. Участвуйте, буду рад, сайт задумывался как свободная энциклопедия народов Сибири. К Вашим услугам и данный раздел сайта, и форум.
С уважением. Администратор сайта toro.my1.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]