Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы тунгусо-маньчжурской языковой группы

Удэгейцы

Удэгейцы

   Cамоназвание удэ, удэлэ, удеэ и др.


Основная территория расселения

   Проживают в Хабаровском и Приморском краях между горной системой Сихотэ-Алинь и морским побережьем, на севере от правых притоков низовьев р.Амгумни до бухты Ольги на юге.


Этнические и этнографические группы

   В проделах этнической территории расселяются, в основном, по рекам. В конце ХIХ — начале ХХ вв. делились на восемь территориальных групп, названия которых происходили от рек, по которым проживали удэгейцы (напр.: хунгарийская).


Язык

   Язык удэгейцев относится к южной, амурской ветви тунгусо-маньчжурской группы алтайской языковой семьи. Наряду с орокским, ближе стоит у эвенкийскому, чем языки других народов Приамурья. По ряду лингвистических признаков, язык удэгейцев делится на несколько говоров, объединяемых в три диалектные группы - хорско-анюйскую, бакинско-иманскую, самаргинско-хунгарийскую. Степень взаимопонимания между этими группами и внутри них различна, что объясняется изолированностью территориальных групп удэгейцев и направленностью их межэтнических связей.


Хозяйство

   Хозяйственно-культурный тип удэгейцев может быть определен как охотничъе-рыболовецкий, в котором главным занятием была охота, а рыболовство, являющееся основой традиционной экономики практически всех народов Нижнего Амура и Сахалина, играет в их хозяйстве вспомогательную роль. Подсобным промыслом было собирательство. Особенностью культуры удэгейцев, был связанный с промысловой деятельностью, мобильный образ жизни. В организации промысла преобладала пешая охота на копытных животных, добыча пушнины. Весьма разнообразны и совершенны были орудия и снаряжение охотника, связанные активной индивидуальной охотой: лук и стрелы, ножеобразные копья, приспособления для переноски тяжестей, ручная нарта, на промысле использовались и самострелы. Специфика рыболовства удэгейцев, также состоит в преобладании активных способов добычи рыбы при помощи различных острог, на севере территории расселения, использовались сетные средства лова. В приморских районах удэгейцы занимались собирательством морской капусты, объектов прибрежной фауны, повсеместно практиковалось собирание таежных дикоросов.


Традиционная одежда

   Одежда удэгейцев в большей степени имели общеамурекий облик, отличаясь некоторыми особенностями кроя.


Пища

   Пища удэгейцев от общеамурской модели питания отличалась составом продуктов — увеличение доли мяса.


Данные: http://hrono.ru


ЖИЛИЩЕ

   Поселения делились на летние, кратковременные, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, о землянками или более капитальными шалашеобразными жилищами.


  
Прямоугольный сруб


ЛОДКИ

   Долбленки с острыми концами или лопатообразным носом. Материалом для изготовления чаще всего служил тополь.


  
Долбленка с лопатообразным носом       Долбленка с острыми концами


БУБЕН

   Грушевидной формы. Ширина обечайки 2.5 см. Колотушка узкая деревянная лопаточка, на одну ее сторону наклеивали шкуру выдры, а на другой вырезали изображение змей, ящериц, лягушек.


  


ОРНАМЕНТ


  


СКАЗКИ


ТИГР И ЧЕЛОВЕК

Давно тигр жил в тайге. Думал тигр: «Сильнее меня нет никого на свете. Я самый сильный». Так ходил-ходил, всех зверей пугал, кругом все его боялись.

Один раз, поймав добычу, тигр наелся и лег отдыхать под деревом. Слышит, кто-то зовет его. На ветке сидела птица Куа. Она говорит ему:

— Ты и в самом деле думаешь, что самый сильный? Сильнее тебя есть!

Тигр сразу вскочил на ноги, вверх поглядел.

— Кто сильнее меня? Говори! Птица говорит:

— Человек сильнее тебя, вот кто!

Так сказала и улетела.

Тот тигр, никогда не видавши человека, захотел увидеть его. Пошел искать. Ходил-ходил—навстречу сохатый попался.

— Ты человек, что ли? — спрашивает тигр.

— Нет, — говорит сохатый, — человек совсем другой; ты его зачем ищешь? Тигр говорит:

— Хочу посмотреть немножко... Тот сохатый ему говорит:

— Зря ты хочешь его видеть. Человек сильнее тебя, он может тебя убить...

Тигр смеяться стал. Пошел дальше. Навстречу изюбр попался.

— Ты человек, что ли? — спрашивает опять.

— Нет, я изюбр. Зачем ты ищешь человека? Он сильнее тебя...

Тигр не поверил, дальше пошел. Ходил-ходил, смотрит — кто-то на двух ногах стоит, дерево рубит. Тигр, притаив­шись, разглядывать стал. Потом ближе подкрался.

Человек заметил тигра. Спрашивает:

— Что тебе нужно? Тигр говорит:

— Хочу посмотреть человека.

— Вот как плохо ты задумал! — говорит человек. — Ты разве не знаешь, что он сильнее тебя? Смотреть на него опасно.

Тигр не поверил опять. Тогда человек говорит:

— Ладно. Я тебе помогу. Только надо привязать тебя к дереву, сейчас человека увидишь.

Так и сделал, привязал тигра к дереву, сам пошел, взял ружье, выстрелил тигру прямо в глаз. Тигр реветь стал, просить стал:

— Отпусти меня, теперь вижу — ты, человек, сильнее меня.

Человек отпустил его, говоря:

— Теперь беги в тайгу, беги подальше и человеку не попадайся.

С тех пор все звери человека  боятся.

Категория: Народы тунгусо-маньчжурской языковой группы | Добавил: tomson (12.02.2010)
Просмотров: 947 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]