Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы тунгусо-маньчжурской языковой группы

Орочи
   Антропологические характеристики.
   В расовом отношении орочи являются представителями байкальского антропологического типа. Наряду с ороками они ближе располагаются к северным тунгусам (эвенкам). В особенностях орочей четко прослеживается примесь амуро-сахалинского (нивхского) антропологического типа.

   Язык.
   Орочский язык входит в южную (маньчжурскую) подгруппу тунгусо-маньчжурских языков. В ней, наряду с удэгейским, ближе других амурских языков стоит к эвенкийскому, занимая промежуточное положение между негидальским и удэгейским.

   Этногенез и этническая история.
   Этнокультурная история орочей тесно связана с окружающими их народами. В границах первоначальной этнической территории (бас. р. Тумнин, побережье Татарского пролива), они взаимодействовали с ульчами и удэгейцами. Позже, в связи с переселением части орочей на Хунгари и выходом на Амур, усилились их контакты с нанайцами.
  
Хозяйство.

  Основу культуры орочей составляло комплексное промысловое хозяйство, в котором главную роль играло круглогодичное рыболовство, обеспечивающее пищевые потребности человека, корм собакам, сырье для изготовления предметов домашнего обихода. Второй по значимости была таежная охота, с преобладанием промысла копытных и охота на морского зверя.
   Материальная культура орочей соответствует региональной общеамурской. Это фиксируется в средствах передвижения по воде (около пяти типов лодок) и суше (собачий транспорт амурского типа, лыжи, сходные с эвенкийскими).
   Традиционная одежда.
   В одежде орочей присутствуют такие общеамурские черты, как сходство материала (рыбья кожа, шкуры морских и сухопутных животных), штаны с ноговицами, нагрудник, мужские передники и юбки, шубы из собачьего меха, халаты из рыбьих кож и т.п. 

Данные: http://hrono.ru

   ЖИЛИЩЕ
   Двухскатный шалаш, покрыл корой; летний прямоугольный шалаш с закругленной двухскатной крышей, покрытый корой; прямоугольный шалаш с двухскатной крышей, покрытый корой; зимний сруб с двухскатной крышей, покрытой корой.

  
Прямоугольные срубы

   ЛОДКИ
   Долбленки с острыми концами или лопатообразным носом. Материалом для изготовления чаще всего служил тополь.

             
Долбленка с лопатообразным носом        Долбленка с острыми концами

   ЛЫЖИ
   Длинной от 180 до 210 см.


Подшитые лыжи


   БУБЕН
   Имел узкую обечайку, был грушевидной формы, обтягивался кожей козули. Колотушка деревянная обтягивали ее кожей козули.

   ОРНАМЕНТ

  

   СКАЗКИ  

   ПОЧЕМУ У ЛИСЫ ХВОСТ ДЛИННЫЙ, А У ЗАЙЦА И МЕДВЕДЯ - КОРОТКИЕ

   Давным-давно хозяин тайги раздавал всем зверям хвосты. Узнали об этом звери, поскакали к нему. Лиса, медведь и заяц бежали вместе. По дороге лиса решила обмануть медведя и зайца.
Она и говорит им:
- Вы, друзья, поешьте-ка малины, вон за той сопкой много растет ее. Я же пойду раздобуду какую-нибудь птичку на обед. Дорога наша длинная, поесть надо.
Поверили заяц и медведь хитрой лисе. Пошел заяц вслед за медведем в малинник. Пока медведь ел малину, а заяц поджидал его, лиса быстро побежала к хозяину тайги и ус­пела получить у него самый большой хвост. Когда же пришли медведь с зайцем, то у хозяина тайги остался всего-навсего один хвост. Тогда хозяину тайги пришлось разорвать хвост на две части. Одну часть дал он медведю, другую - зайцу. Вот почему у лисы хвост длинный, а у медведя и зайца совсем короткие.

    ПРО ВОРОНУ И ВЫДРУ

   Однажды пришла ворона в гости к выдре. Та угощать ее стала. Налила воды в большой котел, поставила его на огонь. Только нагрелась вода, нырнула выдра в котел. Стоит ворона, глядит в воду и понять не может, куда выдра девалась. Вдруг выдра вынырнула, да не одна, а с большим-большим тайменем. Оставила рыбу выдра в котле, сама вы­скочила и села возле гостьи. Когда таймень сварился, выдра стала угощать ворону. Назавтра позвала ворона выдру в гости к себе. После ее прихода ворона налила котел с водой и повесила его над костром. Как только вода закипела, ворона стала подражать выдре. Она тоже нырнула в котел, а из котла уже не вынырнула. Сварилась в кипятке. Так и закончилась старая дружба у вороны с выдрой.
Категория: Народы тунгусо-маньчжурской языковой группы | Добавил: tomson (24.01.2010)
Просмотров: 1076 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]