Главная » Статьи » Народы Сибири » Народы самодийской языковой группы

Энцы

ТРАНСПОРТ

   Транспорт: упряжной. Езда: круглый год. Отличие: ездовая нарта двух типов: тяжелая и легкая низкая (употребляется только летом).

 

ЛОДКИ

   Широко распространены были челноки типа хантыйской калданки. Они приводились в движение длинным двухлопастным веслом. Челноки употреблялись во время промысла, главным образом при охоте на водоплавающую птицу. Для переездов иногда служили дощатые лодки русского образца.

 

 



ЖИЛИЩЕ

   Летний и зимний конические шалаши, покрытые шкурами.

 

ОРНАМЕНТ


 

 

БУБЕН

    Имел либо круглую, либо слегка овальную или грушевидную форму, небольшого размера (диаметр 50 см х 40 см). Колотушка в основном березовая, представляла собой изогнутую лопатку до 30 см длинны и 5 см ширины. «Лиственничный небесный лук» - так поэтически называли энцы свой бубен.


Бубен с колотушкой

СКАЗКИ

НАЙДЕННЫЕ ЛЮДИ

   Один человек из рода самату ушел промышлять диких оленей. Прямо перед собой увидел он в тундре двух человек. Стал их догонять на оленях и поймал.
В руках у них были оленьи рога. Из них один был мужчина, другой - женщина. Связал их самату ремнями, положил на нарту и привез домой. У этого старика были сын и дочь.
Когда старик-самату привез пойманных им людей домой, то стал кричать:
- Эй, сын! Поймал я двух людей. Кто они такие, не знаю. Может быть, заблудились. Давай тащи их в чум.
Пришел сын старика и говорит этим людям:
- Откуда  пришли вы? Они молчали, но как почуяли человеческий запах, так и запрыгали.
Спрашивает сын у отца:
- Что же делать будем с ними?
Старик говорит:
- Замотай веревкой да веди в чум, что-нибудь придумаем.
Бросили их в чум. Старик собрал стадо оленей и забил одного олененка. Взял свежую кровь и вымазал ею лица у привезенных людей. Сидят они.
Старик спрашивает их:
- Ну, откуда пришли? Или заблудились? Таких людей я никогда не встречал.
А они молчат.
Тогда старик, повернувшись к сыну, заговорил:
- Ну, сынок, неси-ка мне бубен шаманский.
Стал старик шаманить.
Камлал он два дня и говорит своей старухе:
- Знаешь, эти люди не заблудились, просто они сами пришли. Я высмотрел их следы, откуда они шли. Следы шли из того места, где находится земля злого духа. С той земли убежали эти люди. Нет у них никаких родственников. Никто не придет за ними. Проходит три дня, и варит старуха обед. Как привезли этих людей, трое суток их не кормили.
Через три дня старик говорит:
- Вари, старуха, им что-нибудь. Дали им мясо на тарелке. Не едят они его.
Спрашивает старик:
- Почему не едите? Молчат они, говорить не могут. Машут руками, знаки показывают.
Обращается старик к жене:
- Ну, давай, - говорит, - рыбу вари! Раз они оленье мясо не едят, может быть рыбу станут есть.
Дали им рыбу. А они и не смотрят. Молчат да руками знаки какие-то подают.
Рассердился старик, спрашивает их:
- Ну что вам надо?
А они молчат, да и все.
Тогда старик и говорит:
- Давай-ка, старуха, разводи костер.
Развела старуха костер. Достал старик оттуда два полена и давай ими тыкать в рот людям. Все равно молчат. Старуха предложила мужу положить их спать. Так и сделали. Уложили их спать.
Старик говорит старухе:
- Смотри ты, не вставай рано, может быть что-нибудь будет.
Спичек раньше не было, поэтому старик говорит жене:
- Ты оставь огниво, кремень и трут около очага. Может быть, что-нибудь будет.
Легли спать. Утром старик все видит и слышит. Только лица своего не показывает. Встала привезенная женщина, и мужчина ей говорит; Долго же мы человека мучаем, давай разжигай своим родителям огонь.
Разожгла она огонь и закричала:
- Отец и мать! Пора уже вставать вам, горит огонь, в чуме тепло.
Встал старик со старухой и дочь их с сыном. Все встали.
Подает старуха привезенным людям мясо, а они оба говорят:
- Мы едим не это. Найдите нам другую еду. Такое мясо, какое вы нам даете, мы не едим. До прихода к вам мы питались только тем, что растет на земле.
- Хорошо, - говорит старик, - мы соберем вам еду, растущую на земле.
Нашли им такую еду, приготовили, накормили, потом их спрашивают:
- Откуда же вы пришли, скажите нам.
Ну, они и говорят:
- На землю, которая называется дясюдэ, отец послал нас жить просто в виде диких людей. Он сказал, что дикие люди не будут одни. Кроме диких людей, на земле есть олени и многое другое. Ты, дядя, поймал нас, привез к себе. Теперь уже не будет на земле диких людей.
Потом они стали спрашивать:
- Скажи нам, отец, какие есть племена и роды? Каких родов меньше на земле?
Старик им отвечает:
- На всей земле живет моя родня.
Так пожили несколько лет у старика привезенные им люди.
Потом он им говорит:
- Ну, ребята, идите и стройте свою землю. Я дам вам оленей, собачонок и одежду. Будете носить одежду такую же, как и мы.
Потом он еще сказал им:
- Только, ребята, не забывайте меня. Когда я вас побил горящими головешками, тогда вы стали людьми. Этот огонь вы берегите. Он будет вас охранять.


Категория: Народы самодийской языковой группы | Добавил: tomson (22.12.2009)
Просмотров: 823 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
здорово.
еслиб еще что про Тодотэ нашлось...
и про одежду энецкую.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]